Как парусный спорт объединяет студентов, науку и карьеру
Руководитель региональной студенческой парусной лиги в Санкт-Петербурге Дмитрий Анатольевич Жайворонок подвел итоги масштабного фестиваля, приуроченного к 95-летию СПбГМТУ, и рассказал о роли парусного спорта в формировании профессиональных компетенций студентов, значении государственной поддержки и критериях успеха мероприятий.

Деятельность Дмитрия является ярким примером системного подхода к развитию парусного спорта в России. Его работа охватывает все ключевые направления — от создания материально-технической базы до интеграции паруса в образовательную и спортивную политику университете.
Фундаментом этого развития стало создание современного и доступного в России класса яхт. Осознав необходимость замены устаревших советских и дорогих импортных яхт, Дмитрий инициировал разработку и серийное производство класса X-700. Этот проект, реализованный за последние 5 лет, стал настоящим прорывом: было построено 152 лодки, адаптированные к местным условиям с малой осадкой для мелководий.
Параллельно велась масштабная работа по интеграции парусного спорта в жизнь университетов. Ключевым достижением стало внесение парусного спорта в 2021 году по инициативе Комитета по спорту Санкт-Петербурга в программу чемпионата университетов города. Это решение кардинально изменило статус дисциплины: образовательные учреждения стали получать рейтинговые очки за успехи в регатах, что мотивировало выделять ресурсы на поддержку своих команд. Дополнительным стимулом для студентов стало включение соревнований лиги в официальную разрядную сетку — ежегодно около 100 спортсменов получают и повышают свои спортивные разряды.
Эти системные меры привели к впечатляющей популяризации парусного спорта среди молодежи. В соревнованиях Санкт-Петербургской студенческой лиги сегодня на органической основе участвует рекордное количество команд — до 54 за сезон, а календарь мероприятий включает 11 стартов, таких как Кубок губернатора и открытие сезона.

— Дмитрий Анатольевич, как удалось объединить на одной площадке спорт, образование, карьерные возможности и культуру? В чем главная идея такого синтеза?
— Парусный спорт объективно требует серьезной теоретической подготовки. Без фундаментальных знаний выход на воду невозможен. Именно поэтому 80% студентов начинают занятия уже учась в университете, и для них необходим процесс обучения, включающий как теоретические курсы, так и зимнюю подготовку.
Сам спорт тесно связан с мыслительной деятельностью, с технической и умственной составляющей. Прокладка курса, понимание физических принципов воздействия ветра и воды на судно — все это составляет основу подготовки. Без этой базы достижение значимых результатов невозможно. Таким образом, синтез образования и практики изначально заложен в концепцию парусного спорта.
Особенность нашей студенческой лиги заключается в комплексном вовлечении участников в организационный процесс: от подготовки мероприятий до судейства. При минимальном количестве кураторов основная работа осуществляется силами студентов, что способствует развитию лидерских качеств и стратегического мышления. Данная модель представляет собой эффективную платформу для профессиональной социализации.
— Мероприятие организовано при поддержке Минобрнауки России. Насколько важно такое партнёрство с государственными ведомствами для достижения системных результатов в студенческом спорте?
— Роль Министерства науки и высшего образования является определяющей. Без системной поддержки проведение мероприятий такого масштаба было бы невозможно.
Ключевой вызов заключается в отсутствии у большинства университетов собственной инфраструктуры для занятий парусным спортом. Необходимость использования сторонних ресурсов создает финансовые ограничения, которые преодолеваются благодаря помощи Минобрнауки России.

— Юбилей СПбГМТУ задает особую историческую рамку. Как тема преемственности поколений отражена в программе?
— Санкт-Петербургский государственный морской технический университет является нашим стратегическим партнером. Историческая преемственность проявляется в том, что яхты класса «М-Х», используемые студентами, были разработаны выпускниками данного университета.
Программа фестиваля включила экскурсии в университет, демонстрацию кораблестроительных проектов и мастер-классы, подчеркивающие связь инженерной мысли с парусным спортом. Юбилей стал логичным поводом для актуализации этой глубокой связи.
— Проект Лиги показывает впечатляющий рост: с 150 до 400 участников за несколько лет. Что является главным двигателем роста?
— Основной рост пришелся на 2019-2020 годы, когда была заложена системная основа деятельности. В настоящее время мы фокусируемся на процессе естественного обновления сообщества: студенты выпускаются, и нужны новые ребята. Фестивали выполняют функцию привлечения новых участников.
Мы живем не одним мероприятием. Самое главное — создать непрерывный образовательно-спортивный процесс. Наша цель — чтобы те, кто пришел на фестиваль, ходили на тренировки, участвовали в большом календаре соревнований.
— Какие регионы России сегодня проявляют наибольшую активность в студенческом парусном спорте?
— Вовлеченность по Санкт-Петербургу сейчас около 500 человек. Кроме Санкт-Петербурга развиваются Москва, Ростов-на-Дону, Нижний Новгород, очень активен Калининград. Очень радует, что сейчас подключается Владивосток — мы даже планируем сделать там этап студенческой лиги.
Развитие в регионах зависит от двух вещей: наличия подходящей инфраструктуры и активности лидеров. Пока это точечная история, но мы будем стараться расширять географию.
— Что лично для вас, как для организатора, является главным показателем успеха этого фестиваля?
— Ключевой показатель эффективности — количество участников, которые пришли на фестиваль впервые, останутся с нами дальше. Успех — это не просто прийти и покататься на яхте один раз. Успех — это увидеть новых ребят на наших тренировках через неделю, месяц и в следующем сезоне. Запустить этот процесс — вот наша главная задача.

Студенческий парусный спорт представляет собой уникальную образовательную экосистему, где органично сочетаются теоретическая подготовка, практические навыки и развитие «мягких» навыков. Как показала практика студенческой парусной лиги, такой синтез не только способствует профессиональному становлению студентов, но и создает условия для преемственности поколений, укрепления межвузовского сотрудничества и географического расширения сообщества. При поддержке Минобрнауки России и стратегических партнёров парусный спорт становится эффективной платформой для формирования нового поколения профессионалов, готовых к решению сложных задач в условиях реальной практики.